Итоговый отчет
по проекту «Внедрение модели индивидуальной профилактической работы с учащимися в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, в рамках социального партнерства» (2021-2024)
Руководитель проекта: И.С.Латыш, начальник отдела центра научно-методического обеспечения воспитательной работы учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – УО РИПО).
Цель инновационного проекта: максимальное согласование и реализация общих интересов участников процесса, использование механизмов социального партнерства при решении воспитательно-профилактических задач.
Задачи инновационного проекта:
обобщение и анализ научно-теоретических исследований и современных подходов к содержаниям и формам индивидуальной профилактической работы с учащимися уровня ПТО и ССО учреждений среднего специального образования (далее – УССО);
формирование правовой культуры молодежи;
установление отношений социального партнерства учреждения образования с правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекциями по делам несовершеннолетних, социально-педагогическими центрами, учреждениями здравоохранения, учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования, иными заинтересованными;
апробация кейс-технологий, проблемных и ситуационных задач, литературно-игровой деятельности, технологии социального партнерства, технологии исследовательской деятельности, технологии проектного обучения, технологии организационно-деятельностной игры, технологии коллективного дела, технологии тьютерства – педагогической поддержки, информационно-коммуникативных технологий и др. в профилактической работе с учащимися УССО.
Инновационная деятельность сопровождалась анализом нормативных правовых актов, теоретических исследований и методических рекомендаций по теме проекта.
Гипотеза
Апробация модели индивидуальной профилактической работы с учащимися в УССО в рамках социального партнерства позволит:
обеспечить построение системы взаимодействия субъектов профилактики при осуществлении индивидуальной профилактической работы с учащимися;
использовать в воспитательной работе УССО современные технологии, формы и методы работы;
проводить индивидуальную профилактическую работу в соответствии с изменениями и дополнениями в законодательстве Республики Беларусь.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021 года – июнь 2024 года.
Участники инновационной деятельности – директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагоги-психологи, педагоги социальные, педагог-организатор, кураторы учебных групп, мастера производственного обучения, воспитатели общежития, секретарь ПО ОО «БРСМ» колледжа, субъекты профилактики г. Могилева, в рамках межведомственного взаимодействия и учащиеся учреждения образования «Могилевский государственный политехнический колледж» (далее – учреждение образования, колледж).
Определение учебных групп для участия в инновационном проекте
Для реализации инновационной деятельности в 2023-2024 учебном году учащихся следующих учебных групп:
Учащиеся учебной группы ТО-498
|
5-04-0713-08
Техническая эксплуатация технологического оборудования и средств робототехники в автоматизированном производстве
|
Учащиеся учебной группы ТМ-499
|
5-04-0714-01 Технологическое обеспечение машиностроительного производства
|
Учащиеся учебной группы СП-500
|
5-04-0714-07
|
Учащиеся учебной группы СП-501
|
Техническая эксплуатация оборудования и технология сварочного производства
|
Учащиеся учебной группы ЭП-502
|
5-04-0712-03
Техническая эксплуатация и наладка автоматизированных электроприводов
|
Учащиеся учебной группы ТОМ-503
|
5-04-0714-03
Техническая эксплуатация технологического оборудования машиностроительного производства
|
Учащиеся учебной группы ЭМС-504
|
5-04-0714-17
Эксплуатация мехатронных систем промышленного оборудования
|
Учащиеся учебной группы М-505
|
5-04-0412-01
Маркетинговая деятельность
|
Учащиеся учебной группы ПО-506
Учащиеся учебной группы ПО-507
Учащиеся учебной группы ПО-508
|
5-04-0612-02
Разработка и сопровождение программного обеспечения информационных систем
|
Учащиеся учебной группы МС-513
|
4-02-0714-01 Обработка деталей на металлорежущих станках
4-02-0714-02 Эксплуатация и наладка автоматизированного оборудования машиностроительного производства
|
Основные результаты инновационной деятельности
Инновационная деятельность в учреждении образования «Могилевский государственный политехнический колледж» по проекту «Внедрение модели индивидуальной профилактической работы с учащимися в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования в рамках социального партнерства» осуществлялась в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 № 251 (в редакции постановления Министерства образования от 23.08.2022 № 276).
В соответствии с календарным планом инновационной деятельности на 2023-2024 учебный год, согласованным первым заместителем начальника главного управления по образованию Могилевского облисполкома и утвержденным руководителем проекта начальником отдела центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО, основной идеей инновационной деятельности в 202-/2024 учебном году являлось продолжение организации индивидуальной профилактической работы с учащимися в учреждениях, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, в рамках социального партнерства.
Структура инновационной модели включает в себя этапы инновационной деятельности их сроки, задачи, содержание, прогнозируемый результат каждого этапа.
В 2023-2024 учебном году реализовывались следующие этапы инновационного проекта:
1. Организационно-методический этап – корректировка программно-планирующей документации, в случае необходимости – внесение изменений и дополнений; разработка планов работы участников творческой группы, модели воспитательно-профилактической работы; обновление вкладки на сайте колледжа по инновационной деятельности.
2. Прогностично-проектировочный этап – анализ воспитательного процесса, оценка результатов, коррекция применяемых подходов (по необходимости).
3. Практический этап – организация работы в соответствии с внедряемой инновационной моделью (формирующий эксперимент), реализация программы инновационной деятельности. Систематическое отслеживание процесса, приемов, методик, механизмов, информационных потоков, анализ промежуточных результатов. Коррекция, регулирование процесса, стимулирование участников. Рефлексивные и коррекционно-инструктивные совещания, систематическая учеба и самообразование по теме инновационной деятельности и механизмам ее организации. Тщательный отбор и регистрация всех показателей. Обобщение, анализ, интерпретация данных и прогноз дальнейшего развития инновационных процессов.
4. Обобщающий этап – промежуточный анализ реализации проекта; соотнесение результатов с поставленными целями; описание и анализ результатов, характеристика условий, описание особенностей. Трансляция полученных результатов (открытые воспитательные мероприятия, семинары и т.д.).
Подготовлены методические материалы, методические рекомендации по использованию результатов в массовой практике.
В 2023-2024 учебном году решены следующие задачи инновационного проекта:
актуализирована современная модель индивидуальной профилактической работы с учащимися в УССО в рамках социального партнерства;
снижены факторы совершения учащимися правонарушений и преступлений;
сформированы у учащихся личностные качества, обеспечивающие доминирование ценностей здорового образа жизни;
развито критическое мышление учащихся, умение отстаивать собственную точку зрения и делать самостоятельный, осознанный выбор в различных ситуациях;
возросло число учащихся, занятых общественно-значимой деятельностью, посещающих объединения по интересам;
организовано эффективное сотрудничество колледжа и всех социальных институтов для создания комплексной системы мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Основным направлением социального партнерства явилось межведомственное взаимодействие, а именно:
1. обмен информацией, идеями, взглядами, опытом;
2. совместное планирование и осуществление различных операций;
3. совместная работа по психолого-педагогическому и социальному сопровождению учащихся.
Рассмотрим каждое направление.
1. Обмен информацией, идеями, взглядами, опытом удовлетворял потребность в оперативном получении сведений о социальной деятельности; об организации и проведении образовательно-рефлексивных мероприятий в виде семинаров, «круглых столов», «мозговых атак», дискуссий, конференций; об организации и проведении научно-методических исследований по проблемам социализации; о предоставлении информационных, консультационных услуг по аспектам взаимодействия; об участии в разработке и реализации программ.
2. Совместное планирование и осуществление различных операций происходило через составление планов мероприятий, деятельности, действий; разработку совместных программ.
3. Совместная работа включала в себя организацию мероприятий, ведение совместных проектов и программ по профилактике, предотвращению, нивелированию причин и условий, негативно влияющих на социализацию, здоровый образ жизни подростков.
Разработка и реализация программ модулей:
1. Модуль «Моя профессия» содержал мероприятия, направленные на повышение мотивации учащихся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа (далее – ИПР) к получению профессиональных навыков.
Колледж взаимодействует с различными организациями по профессиональной подготовке, одной их таких организаций является ООО «Стилтач». В этой организации учащиеся проходят производственную практику, которая дает возможность окончательно убедиться в правильности сделанного им выбора. Во время ее прохождения учащийся может проверить свой профессионализм. Конечно, особенно важных и ответственных заданий он может и не получить, но вполне способен поработать рядовым исполнителем и принять участие в решении общих производственных задач.
В рамках этого модуля педагогами социальными, кураторами учебных групп, педагогами-психологами в тесном сотрудничестве с межведомственными организациями проведены мероприятия с использованием следующих форм работы с учащимися: ролевая игра, тренинг, круглый стол, информационный час, занятие с элементами тренинга, открытый диалог, кураторский час, беседа-размышление.
За отчетный период были проведены: ролевая игра «Поиграем в экономику», тренинг «В профессию первые шаги», развивающее занятие «Мои цели и планы на будущее», круглый стол «Ответственность как черта личности», информационный час «Лучшие выпускники», занятие с элементами тренинга «Повышение мотивации к достижению успеха», информационный час «Как достичь успеха в будущей профессии», открытый диалог «Встреча с мастером», занятие с элементами тренинга «Самопрезентация. Умение подать себя», занятие с элементами тренинга «Мой личный план развития», кураторский час «Человек трудом велик», психологический практикум «Как устроиться на работу», открытый диалог «Хорошо ли я знаю свою профессию?», беседа-размышление «Мои профессиональные перспективы», организация экскурсий на предприятия г. Могилева.
Работа с учащимися, с которыми проводится ИПР, в рамках социального партнерства позволила организовать профориентационную работу, способствующую расширению представлений о мире профессий и людях труда, обобщению знаний, полученных на занятиях по учебным предметам профессионального компонента, развитию умения применять трудовые навыки на практике в измененных условиях.
Также работа в таком формате способствует обогащению и усложнению активного словаря учащихся (терминология), активизации мыслительной деятельности, развитию интереса к трудовой деятельности, совершенствованию навыков самоконтроля и самодисциплины, развитию умения работать в коллективе, самораскрытию каждого учащегося, а именно эмоционально-нравственным качествам: положительной мотивации к выполнению работ, доброте.
Еще одной важной особенностью в работе с учащимися в рамках социального партнерства является способность тренировать интеллектуально-волевые качества учащихся: умение соотносить свои поступки с принятыми нормами поведения, знакомиться с жизненным опытом других людей, осознанному профессиональному самоопределению учащихся и осознанию потребности в трудовой деятельности.
2. Модуль «Правовые знания» направлен на повышение правовой культуры несовершеннолетних через участие в мероприятиях, декадах правовых знаний, через организацию диалоговых площадок и, самое главное, встреч с субъектами профилактики.
Сотрудничество колледжа с другими учреждениями, организациями направлено на предупреждение совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений через профилактическую работу с учащимися.
Социальное партнерство также включало совместную работу колледжа с ОО «БРСМ», SOS Детской деревней, КУП «Могилевский областной центр информационных систем», центром «Юность» (например, учащиеся колледжа активно посещают факультатив «Основы семейной жизни»), учреждением здравоохранения «Могилевский областной центр эпидемиологии и общественного здоровья», учреждением культуры «Могилевская областная библиотека» для обеспечения получения учащимися дополнительного образования; развития личности учащихся, их способностей; реализации творческого потенциала; обеспечения необходимыми условиями для социализации и саморазвития личности учащегося, профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся; формирования у учащихся высоких духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия, организации содержательного досуга; участия в научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению дополнительного образования.
Взаимодействие обеспечивается системностью, универсальностью, высоким уровнем саморегуляции участвующих сторон, качественным воспроизводством, внутренними механизмами самоуправления.
Тесное сотрудничество участников образовательного процесса приносит свои плоды в формировании здоровой социализированной личности.
За отчетный период в сотрудничестве с вышеперечисленными организациями проведены следующие мероприятия: декада правовых знаний «Изучаем, знаем, соблюдаем закон», декада правовых знаний «На страже закона», месячник правовых знаний «ЗНАЕМ права, ПОНИМАЕМ обязанности, ОСОЗНАЁМ ответственность», «Лекторий правовых знаний» (групповые и индивидуальные мероприятия с участием сотрудников правоохранительных органов, ИДН, КДН, прокуратуры), кураторские и информационные часы, воспитательные мероприятия профилактической направленности в колледже и в общежитии, демонстрация видеороликов профилактической направленности с последующим обсуждением, круглый стол «Твой выбор: закон, ответственность, последствия», викторина по правовой тематике «Знаешь ли ты закон?», кураторский час «Репосты и лайки. Действия виртуальные, ответственность реальная», информационный час «Полезные советы про кибербезопасность», круглый стол «Роль права в жизни гражданина, общества и государства», занятие с элементами тренинга «Мой выбор – моя ответственность», флеш-моб «Молодежь против наркотиков. Ты в ответе за себя и других», час правовой информации «Предупрежден – значит вооружен!», профилактическая акция «Подумай о будущем – скажи НЕТ наркотикам!».
Работа в таком формате способствовала повышению правовой культуры учащихся и формированию их гражданской позиции, созданию условия для освоения учащимися основных правовых знаний, применения их на практике, становлению личности обучающегося, осознанного принятия им решений и умению нести ответственности за свои поступки.
В течение уже нескольких лет мероприятия проводятся как на кураторских и информационных часах, так и во внеурочное время.
Анализ проводимых мероприятий позволяет сделать вывод о том, что интегрированные занятия более результативны. У учащихся отмечается повышенная мотивация к содержанию задач, которые решаются на этих занятиях. Накапливается правовая культура поведения, навыки конструктивного общения. Профилактика правонарушений и преступлений в колледже с участием различных ведомств – есть более выгодная стратегия в ликвидации отрицательных последствий, как курение, алкоголизм, наркомания, преступность.
Из вышесказанного об опыте работы следует, что сегодня основой создания безопасной среды для развития личности ребенка является межведомственное взаимодействие учреждений образованияс правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения, дополнительного образования детей и молодежи и иными.
В ходе сотрудничества находятся новые формы отношений с учетом актуальных тем, запросов. Разнообразие видов профессиональной помощи в решении проблем социализации подростков в современном обществе становится более возможным при межведомственном взаимодействии.
Межведомственное взаимодействие имеет потенциал и перспективы развития.
3. Модуль «Мои увлечения» заключается в организации внеучебной занятости несовершеннолетних, в вовлечении учащихся в работу объединений по интересам различной направленности, трудовые и профилактические акции.
В учреждении образования осуществляло свою работу 17 объединений по интересам. Из них 6 спортивного направления, 2 вокального направления, 8 технического, 1 творческого.
Количество учащихся в каждом объединении по интересам варьируется от 12 до 16 человек.
Вовлечение учащихся, с которыми проводится ИПР, в деятельность объединений по интересам различной направленности содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля учащихся, появлению навыков содержательного проведения досуга, формированию у подростков практических навыков здорового образа жизни, умению противостоять негативному воздействию окружающей среды. Дополнительное образование дает ребенку возможность развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки.
Также учащиеся колледжа принимают активное участие в Осеннем легкоатлетическом и Весеннем легкоатлетическом кроссах.
Спортивные соревнования, спартакиады, встречи с сотрудниками ИДН и РУВД, товарищеские встречи по волейболу и баскетболу стимулируют спортивный рост, позволяют определить уровень физической, тактической и технической подготовки, способствуют развитию правильных привычек, формируют потребности в систематических занятиях спортом, укрепляют здоровье, помогают тренеру и ребенку объективно оценить итоги спортивной деятельности, являются мощным эмоциональным воздействием на психику.
9 мая 2024 года учащиеся, в том числе из подконтрольных категорий, были задействованы на Дне здоровья под девизом «Память поколений».
Таким образом обеспечивается занятость учащихся во внеурочное время, которая предупреждает совершение преступлений и правонарушений.
4. Модуль «Равный обучает равного» представлял собой работу по внедрению модели равного консультирования.
«Равный обучает равного» – это одновременно принцип и образовательный подход, который обеспечивает передачу и расширение достоверной социально значимой информации через доверительное общение на равных подготовленных волонтеров со сверстниками, происходящее в виде интерактивных занятий, тренингов, акций, консультаций, бесед, коммуникации в сети Интернет (социальных сетях, форумах, сайтах) и т.п.
В учреждении образования активно использовался данный подход, в котором подготовленные и мотивированные волонтеры (учащиеся) помогали своим сверстникам приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, мотивации, направленные на уважение прав человека, толерантность, нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение, здоровый образ жизни.
Ценностно-смысловую основу обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» составляли гуманистические ценности, ориентирующие обучение на интересы, потребности, личностные особенности каждого участника – подростка.
В основу обучения в соответствии с данным подходом «Равный обучает равного» положены ценности: уважение достоинства и прав человека, свобода выбора, равенство, ответственность и сотрудничество.
Ценностью обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» является значимость для подростков общения со сверстниками, особенно неформального. Ведь именно сверстники хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления и проблемы. Сверстники способны к взаимопониманию на основе общности ценностных ориентаций, жизненного опыта. Со сверстниками подростки, молодые люди могут поделиться своими знаниями и опытом, обменяться конфиденциальной информацией, которую они не всегда готовы предоставить взрослым.
Обучение в соответствии с подходом «Равный обучает равного» предусматривает влияние авторитета и опыта сверстников на личностное развитие подростков, молодых людей, так как именно со сверстниками они обсуждают многие «горячие» вопросы, включая дискриминацию и насилие, сексуальность и репродуктивное здоровье.
Социальная значимость обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» состоит в том, что оно способствует формированию у подрастающего поколения мотиваций, знаний, умений и навыков правового и толерантного поведения.
Основными средствами обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» являлись: просвещение – средство организации познавательной деятельности подростков, молодых людей в области здорового образа жизни, нравственности, правовой культуры, толерантности; интерактивное взаимодействие – способ целенаправленного межличностного взаимодействия волонтеров и сверстников; диалог – средство восприятия личностью себя и других участников общения как равных партнеров; игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение социального опыта, а также способ моделирования системы ценностей; коллективная творческая деятельность – путь реализации ценностного отношения личности к здоровью, нравственности, правам человека, толерантности в процессе коллективного взаимодействия и творчества.
Основными методами обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» являлись активные и интерактивные методы, беседы, дискуссии, дебаты, мозговые штурмы, метод анализа историй и ситуаций, игры, творческие конкурсы. Использование того или иного метода должно было быть обусловлено целями, задачами и основным содержанием обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного». Для достижения качественных результатов обучения целесообразно использовать вышеназванные методы в комплексе. Организация процесса обучения в соответствии с подходом «Равный обучает равного» предполагает, что в условиях учреждения образования подростки, юноши и девушки обучают своих сверстников основам прав человека, здорового образа жизни, а также нравственного поведения. Педагог-консультант – организатор и координатор деятельности – в соответствии с подходом «Равный обучает равного» должен подготовить ребят из числа мотивированных подростков и молодых людей. Он систематически обучает, осуществляет информационно-методическую и организационную поддержку. Обучение в соответствии с подходом «Равный обучает равного» носит дополняющий характер и может осуществляться в рамках образовательных программ и проектов, реализуемых в учреждениях образования.
Особенно актуален вопрос об использовании данного подхода при работе с учащимися, с которыми проводится ИПР.
Данный подход способствует развитию самосознания, эмоциональной грамотности, самодисциплины, самоконтроля, дает возможность провести анализ последствий асоциального поведения и познакомить со способами социально-приемлемого поведения, обучить навыкам ассертивного поведения, содействует формированию у подростков мотивации на обучение, личностное развитие, формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни.
В программе «Равный обучает равного» применялись методы и формы работы, используемые по правилам построения социально-психологических тренингов. Занятия включали в себя: мозговой штурм (участники находили максимальное количество идей или вариантов решения задачи), ролевые игры (позволяли примерить на себя новые роли и развить коммуникативные и другие навыки), получение и дача обратной связи (что позволяет ведущему и самим участникам отследить динамику продвижения к заданной цели курса), арт – терапевтические и телесно ориентированные упражнения (для распознавания, проживания и выражения своих чувств, состояния, развития эмоционального интеллекта), рефлексия в конце занятия (для формирования навыка самоанализа и профилактики обесценивания своих результатов), обсуждение интересующих вопросов участников по результатам обратной связи (с соблюдением конфиденциальности) и другие методы работы.
На занятиях использовались как формы групповой работы (в малых группах), так и индивидуальные упражнения. Отличительной особенностью программы «Равный обучает равного» является также интегрированная, комплексная, системная работа по блокам: информационно-просветительский, психолого-педагогический, культурно-эстетический, спортивно-оздоровительный, юридический.
В рамках этого модуля организовывалась работа волонтерского отряда «Данко», проводились кураторские часы «Закон глазами сверстника» и информационные часы «Учись на моих ошибках», волонтерская акция «Доброе сердце», интерактивное занятие «Мой выбор – моя ответственность», молодежная акция «НЕТ НАРКОТИКАМ!».
5. Модуль «Мое «Я» представлял собой совместную работу педагогов-психологов, педагогов социальных колледжа и субъектов профилактики, направленную на формирование у учащихся личностных качеств, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, развитие критического мышления, умения отстаивать собственную точку зрения и делать самостоятельный, осознанный выбор в различных ситуациях.
С начала учебного года особое внимание уделялось вновь прибывшим обучающимся и обучающимся 1 курса, данная категория подростков проходит процесс адаптации к новым условиям обучения и проживания в общежитии. В соответствии с планом работы проводится совместное с кураторами учебной группы, воспитателями общежития наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь. Все обучающиеся прошли психологическую диагностику.
С учащимися проводились индивидуальные занятия по предупреждению конфликтного поведения, стрессов, тренинговые и коррекционные индивидуальные занятия по формированию жизнестойкости, укреплению и сохранению психического здоровья, предупреждению конфликтного поведения, стрессов.
В результате коррекционной работы наблюдались результаты по снижению уровня конфликтности, подростки стали чаще применять в практике стрессоустойчивые приемы, выходить на конструктивные способы решений конфликтных ситуаций.
Индивидуальные беседы и консультации учащихся по вопросам личностного развития с учащимися, с которыми проводится ИПР, способствуют эффективному взаимодействию по выявлению и коррекции поведения несовершеннолетнего. Позволяют глубже вникнуть в проблему подростка и эффективнее наладить взаимодействие по личностному развитию. В ходе индивидуальной работы подросток легче раскрывает свои проблемные ситуации, конструктивнее налаживается взаимодействие с педагогом-психологом, педагогом социальным.
Так, например, проведены мероприятия: адаптационные тренинги «Давай познакомимся!», месячник по профилактике суицидоопасного поведения «Счастье жить!», профилактическое занятие «Мой выбор – жить с позитивом!», занятие в режиме тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ (далее – ПАВ) «Скажи НЕТ зависимости!».
Выбранная тема тренинга по профилактике употребления ПАВ «Скажи НЕТ зависимости!» способствует пониманию феномена зависимости от ПАВ, видению свои сильных и слабых сторон перед лицом проблемы зависимости. Это является серьезным критерием саморегуляции личности учащегося. Тема также способствует более глубокому пониманию проблемы, что ставит учащихся в ситуацию выбора, которая неизбежно приводит их к выбору ценностных ориентиров в жизни. Прежде всего, мы рассматривали наше мероприятие как профилактику зависимости, что на сегодняшний день имеет особое значение.
Работа в данном направлении дает возможность увидеть новые перспективы, посмотреть на жизнь совершенно с иной точки зрения, осознать, что спрятано в глубинах сознания, и научиться жить в реальности, получая при этом удовольствие, напомнить о предыдущих успехах борьбе с дурными привычками. Размышляя вместе, проигрывая разные ситуации, мы помогаем сориентироваться и понять, что можно сделать, чтобы не только навсегда избавиться от зависимого поведения, но и не потерять при этом способности радоваться жизни, ведь в ней всегда есть альтернатива зависимому существованию. Понимание этого факта чрезвычайно важно для понимания человека, отдавшегося страсти и страдающего от чувства вины перед близкими и самим собой. Что чрезвычайно важно для формирования ответственной личности в обществе. Личности, умеющей правильно воспользоваться ценностными ориентирами, достойными жизни в обществе и для общества.
Ролевая игра «Разрешение конфликтных ситуаций» позволила разъяснить, что в основе конфликтов лежит человеческий фактор выстраивания человеческих отношений разных возрастов – учеников, преподавателей и администрации. Но есть и еще одна группа людей, заинтересованных во всем, что происходит в колледже. Это родители. Все педагоги знают, что самые неприятные конфликты связаны именно с родителями и только потому, что о проблемах, возникающих в колледже, родители узнают только со слов ребенка.
Изжить конфликт в колледже практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно уметь вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, во взаимодействии учащихся, педагогов и родителей. Успех возможен лишь при отлаженной системе успешной работы со всеми вышеперечисленными категориями людей, а именно: формирование у учащихся уважительного отношения к окружающим людям; помощь родителям и детям при преодолении трудностей в решении конфликтных ситуаций; осмысление конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
6. Модуль «Межведомственное взаимодействие» представлен организацией межведомственного взаимодействия колледжа с государственными органами и организациями, общественными объединениями, законными представителями несовершеннолетних и другими субъектами профилактики, направленного на предупреждение преступлений и правонарушений в молодежной среде, формирование у учащихся установки на здоровый образ жизни.
В рамках социального партнерства по работе с учащимися, с которыми проводится ИПР, учреждение образования сотрудничает со следующими организациями, структурами, учреждениями: с инспекцией по делам несовершеннолетних Ленинского района г. Могилева, инспекцией по делам несовершеннолетних Октябрьского района г. Могилева, комиссией по делам несовершеннолетних Ленинского района г. Могилева, комиссией по делам несовершеннолетних Октябрьского района г. Могилева, социально-педагогическим центром Ленинского района г. Могилева, управлением Следственного комитета Республики Беларусь по Могилевской области, ГАИ УВД Могилевского облисполкома, Могилевским областным судом по профилактике и предупреждению совершения преступлений и правонарушений, а также с учреждением здравоохранения «Могилевский областной наркологический диспансер» и центром дружественного отношения к подросткам в учреждении здравоохранения «Могилевская детская поликлиника №4», учреждением здравоохранения «Могилевская областная психиатрическая больница» по профилактике вредных привычек (наркомания, токсикомания, табакокурение, алкоголизм, игромания).
На этапе прогностично-проектировочной деятельности был реализован диагностический блок, который включал в себя:
1. Проведение психологического диагностического обследования учащихся с использованием методик:
1.1. Опросник агрессивности (А. Басс, А. Дарки) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
1.2. Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности. Опросник Г. Айзенка в модификации В. Мотолиной (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
1.3. Изучение межличностных отношений (социометрия). Методика Дж. Морена (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
1.4. Самооценка психических состояний (Г. Айзенк) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
1.5. Анкета «Факторы риска» (В.А. Хриптович) (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
1.6. Исследование уровня самооценки личности (методика Дембо - Рубинштейна) (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
1.7. Психосоциальное анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
1.8. Исследование уровня тревожности. Шкала тревоги Спилберга-Ханина (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
1.9. Диагностика уровня социально-психологической адаптации (методика К. Роджерса, Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой, А.М. Пригожина) (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).
2. Мониторинг успеваемости учащихся (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).
3. Методика «Выявление мотивов участия в делах учебной группы» О.В. Лишина (ПРИЛОЖЕНИЕ 11).
4. Анкета для учащихся на проверку знаний об ответственности за потребление и распространение наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов (ПРИЛОЖЕНИЕ 12).
5. Анкетирование «Молодежь и закон» (ПРИЛОЖЕНИЕ 13).
6. Анкетирование «Мнение учащихся по актуальным проблемам противоправного поведения» (ПРИЛОЖЕНИЕ 14).
Исследования диагностического блока позволили выявить круг проблем, которые нуждаются в последующей коррекции.
Агрессивность – это важный показатель личностного развития учащихся, а агрессивное поведение — это показатель неблагополучия в какой-либо из сфер жизни подростка. Своевременное выявление и коррекция высокой агрессивности учащихся на начальных этапах обучения в учреждении образования позволит в дальнейшем избежать многих проблем. В результате первичного исследования общий индекс агрессии выше среднего отмечается у 20% учащихся; общий индекс враждебности выше среднего – 28% учащихся; физическая агрессивность выше среднего – 4% учащихся; косвенная агрессивность выше среднего – 33% учащихся; раздражительность выше среднего – 24% учащихся; вербальная агрессия выше среднего – 32% учащихся; обида выше среднего – 36% учащихся; раздражительность выше среднего – 9% учащихся; негативизм выше среднего – 29% учащихся; чувство вины выше среднего – 9% учащихся.
Исследование характерологических особенностей личности (опросник Г. Айзенка в модификации В. Мотолиной) позволило определить типы учащихся, дать кураторам учебных групп рекомендации по направлениям коррекции.
Низкий уровень экстраверсии отмечается у 18% учащихся. Высокий уровень нейротизма – у 24% учащихся.
По результатам исследования процессов межличностного внутригруппового общения в учебных группах с использованием методики «Социометрия» выявлены учащиеся категории «изолированные» – 2% и «пренебрегаемые» – 4%. С учащимися этих категорий был запланирован и проведен психологический тренинг общения, осуществлялась индивидуальная коррекционная работа.
В соответствии с результатами методики «Самооценка психических состояний» (Г.Айзенк) высокая тревожность отмечается у 36% учащихся; высокая фрустрация – у 14%; высокая агрессивность – у 30%; высокая ригидность – у 28%.
По результатам анкетирования «Факторы риска» (В.А. Хриптович), в котором изучалось отношение учащихся к проблеме употребления психоактивных веществ, высокий риск выявлен у 2% учащихся.
Исследование уровня самооценки личности с использованием методики Дембо-Рубинштейна показало, что низкий уровень притязаний отмечается у 11% учащихся; заниженная самооценка – у 4% учащихся, завышенная – у 15% учащихся.
По результатам психосоциального анкетирования 2% учащихся предрасположены к аддиктивному поведению.
Исследование уровня тревожности по шкале тревоги Спилберга-Ханина показало, что высокая ситуативная тревожность отмечается у 16% учащихся, высокая личностная тревожность – у 13% учащихся.
По результатам диагностики уровня социально-психологической адаптации (методика К.Роджерса, Р.Даймонда в адаптации Т.В.Снегиревой, А.М.Пригожина) низкий интегральный показатель адаптации выявлен у 8% учащихся; низкий показатель адаптивности – у 8% учащихся, дезадаптивность выявлена у 3% учащихся.
Проведение методики «Выявление мотивов участия в делах учебной группы» О.В.Лишина, позволило выявить мотив «обязательность как принуждение» у 24% учащихся
Анкетирование «Молодежь и закон» выявило уровень знаний учащимися законодательства Республики Беларусь в области права – высокий 78%, средний – 22% учащихся.
Анкетирование «Мнение учащихся по актуальным проблемам противоправного поведения» позволило изучить и сделать качественный анализ мнения учащейся молодежи по актуальным проблемам противоправного поведения.
В рамках установочного блока осуществлялась организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и законными представителями, направленной на повышение квалификации работников учреждения образования и повышение уровня воспитательного потенциала семьи.
Проведены следующие мероприятия: вебинары «Особенности юношеского возраста. Как найти общий язык с ребенком», «Профилактика суицидального поведения детей и подростков, связанного с влиянием сети Интернет», «Учимся понимать своего ребенка»; семинары-практикумы «Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки учащимся, требующим повышенного педагогического внимания», «Формирование оптимального морально-психологического климата в учебном коллективе»; круглый стол «Профилактика социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних в условиях учреждения образования», «Профилактика жестокого обращения и насилия в учреждении образования»; тематические консультации по вопросам эффективного семейного воспитания, предотвращения семейного неблагополучия, формирования безопасного и ответственного поведения, ценностного отношения к жизни; тренинг «Мы счастливы вместе»; «Эффективное общение», «Формирование стрессоустойчивости и позитивного мировосприятия»; деловая игра «МАК и выбор личностной педагогической стратегии»; лекция «Индивидуальный подход к неуспевающим учащимся»; тренинг педагогического взаимодействия, релаксационные занятия по снятию эмоционального напряжения и др.
На обучающем этапе были проведены групповые и индивидуальные консультации для участников инновационного проекта.
Осуществлялся анализ воспитательно-профилактической работы в учреждении образования, выявление проблем и противоречий. Отчеты ответственных лиц заслушивались на совещаниях при директоре, заседаниях педагогических советов (протокол № 1 от 29.08.2023 «Комплексный анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений и преступлений несовершеннолетними, нарушению их прав и законных интересов в период летних каникул 2023 года», протокол № 6 от 09.01.2024 «Анализ работы по профилактике преступлений, правонарушений среди учащихся колледжа за 2023 год», протокол № 7 от 17.01.2024 «Профилактика вовлечения подростков в распространение наркотических средств», протокол № 8 от 30.01.2024 «О принятии мер по профилактике наркомании в молодежной среде»), советов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ИМС кураторов учебных групп.
Осуществлялась оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности.
Проведены обучающие семинары: «Инновационная деятельность как компонент образовательного процесса», «Профилактика суицидального поведения учащихся. Роль педагога», «Межведомственное взаимодействие в организации индивидуально-профилактической работы с учащимися колледжа».
Разработаны планы межведомственного взаимодействия
Оценивались результаты, осуществлялось регулирование и коррекция применяемых подходов.
На практическом этапе проводилась работа в рамках индивидуальных коррекционно-развивающих программ с учащимися, в отношении которых проводится ИПР.
Организована диалоговая площадка с законными представителями несовершеннолетних по вопросам профилактики девиантного и делинквентного поведения подростков.
Критерии и показатели
определения эффективности работы
по реализации инновационного проекта
Критерии
|
Показатели
|
Правовая компетентность
|
Учащийся досконально знает основы уголовного и административного законодательства РБ. Не совершает противоправных деяний. Соблюдает правила внутреннего распорядка.
|
Учебная деятельность
|
В полном объеме усваивает учебную программу. Не допускает пропусков учебных занятий без уважительных причин.
|
Внеурочная занятость
|
Активно участвует во внеурочной занятости.
|
Социальное партнерство
|
Все субъекты профилактики активно участвуют в проведении ИПР с учащимся.
|
Социально-педагогическая и психологическая помощь
|
Социально-педагогическая и психологическая помощь организована в соответствии с выявленными проблемами у учащегося во взаимодействии с субъектами профилактики.
|
Выводы
Мероприятия плана инновационной деятельности выполнены, поставленные задачи реализованы. Проводимая работа за отчетный период показала, что профилактическая работа с использованием межведомственного взаимодействия в рамках социального партнерства в работе с учащимися, с которыми проводится ИПР, воспринимается подростками и их родителями (законными представителями) более серьезно, находит положительный отклик, что в конечном итоге отражается на эффективности проводимой работы, а именно в отсутствии повторных преступлений и правонарушений учащихся.