• Беларуская
  • English
  • Русский

 
 
 
Мы в социальных сетях:
 
 
       
           
      
  

Экспериментальная деятельность

25 ноября 2020 19:16Назад
Экспериментальный  проект: «Апробация SMART-среды в качестве модели организации образовательного процесса в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования»
 
Руководитель проекта: начальник информационно-аналитического центра профессионального образования УО «Республиканский институт профессионального образования» О.М.Белоцкая
 
Цель экспериментального проекта: апробация технологии программированного обучения и SMART-технологий при проведении лабораторных и практических занятий.
Задачи:
создание организационных и материально-технических условий для проведения экспериментальной деятельности в колледже;
разработка научно-методического обеспечения образовательного процесса на основе использования технологии программированного обучения и SMART-технологий в соответствии с учебными планами и учебными программами;
разработка программного обеспечения, электронных средств обучения с использованием SMART-технологий;
разработка методических рекомендаций по выполнению лабораторных и практических занятий с использованием технологии программированного обучения и SMART-технологий;
актуализация разработанных средств обучения в образовательном процессе учебных групп, осваивающих учебные дисциплины профессионального компонента учебных планов;
проведение мониторинга качества обучения и результатов учебной деятельности учащихся;
оценка эффективности экспериментального проекта;
рекомендации по внедрению результатов экспериментального проекта в практику работы учреждений профессионального образования.
 
Модель экспериментальной деятельности
Описание структуры и содержания апробируемой учреждением образования «Могилевский государственный политехнический колледж» экспериментальной модели в 2020/2021 учебном году
 
Основной идеей экспериментальной деятельности в 2020/2021 учебном году является разработка, научно-методическое обеспечение технологии программированного обучения и SMART-технологий при проведении лабораторных и практических занятий по учебным дисциплинам профессионального компонента учебных планов по специальностям.
Реализация экспериментального проекта будет осуществляется при организации образовательного процесса в учебных группах колледжа, которые перешли к освоению учебных дисциплин профессионального компонента учебных планов (2 - 4 курсы). В контрольных группах образовательный процесс будет организован с использованием электронных обучающих средств по технологии программированного обучения.
Объединение технологии программированного обучения и современных интерактивных технологий позволит создать принципиально новые мультимедийные учебные продукты, которые, являясь как средством, так и формой обучения, обеспечат учащимся возможность приобрести не только необходимые знания, но и, что особенно важно, развить умения и навыки в соответствии с компетентностной моделью, сосредоточивая свое внимание на креативности и саморазвитии.
Идея программированного обучения состоит в управлении учебными действиями учащегося с помощью обучающей программы. Под обучающей программой понимают последовательность шагов, каждый из которых представляет собой микро этап овладения единицей знаний или умений. Это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, электронное учебное пособие). Программированное обучение можно рассматривать как попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между преподавателем и обучающимся. Развитие компьютерных технологий повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.
Концепция Smart education предполагает комплексную модернизацию всех образовательных процессов, а также методов и технологий, используемых в этих процессах. Каждая из этих технологий позволяет по-новому построить процесс разработки контента, его доставки и актуализации. Концепция Smart-образования – гибкость, предполагающая наличие большого количества источников, максимальное разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто настраивается под уровень и потребности слушателя. С ее помощью развиваются такие компетенции, как аналитические, навыки решения комплексных проблем, инновационность – способность к развитию новых идей и их внедрению, навыки межкультурных коммуникаций.
Внедрение в программированное обучение Smart-технологий позволит не только максимально визуализировать изучаемый материал, но и создаст определенную образовательную среду, которая позволит учащемуся поэтапно успешно освоить образовательную программу.
Особое внимание нужно обратить на то, что применение Smart-технологий позволит педагогам внедрить в образовательный процесс моделирование реальных производственных процессов, а учащимся виртуально освоить необходимые умения и навыки. Роль педагога при этом сводится к отслеживанию эффективности освоения учебного материала, и, в случае необходимости, регулированию программных действий. Учение осуществляется как четко управляемый процесс. В рамках смарт-образования учащиеся приобретают навыки и знания в соответствии с компетентностной моделью, сосредоточивая свое внимание на креативности и саморазвитии.
Создание научно-методического обеспечения образовательного процесса с использованием технологии программированного обучения и SMART-технологий, которое включает в себя электронные средства обучения, соответствующее программное обеспечение, а также методические рекомендации по проведению лабораторных и практических занятий, будет координироваться работой творческих лабораторий педагогов колледжа, объединяющих цикловые комиссии общепрофессиональных дисциплин, электротехнических дисциплин, специальных дисциплин специальностей «Технология машиностроения» и «Программное обеспечение информационных технологий», а также сопровождаться обучающими педагогическими семинарами и семинарами-практикумами.
Созданные в процессе экспериментальной деятельности элементы научно-методического обеспечения будут поэтапно внедряться в образовательный процесс, что позволит определить возможность создания устойчивой мотивации учащихся к получению знаний, повышения их познавательной активности на учебных занятиях и повышения качества обучения (в сравнении с обучением без использования этой модели) и качества организации образовательного процесса в целом.
 
Сроки проведения экспериментальной деятельности: 2020 – 2023 года
 
Участники экспериментальной деятельности
руководитель экспериментальной площадки – директор учреждения образования «Могилевский государственный политехнический колледж»;
заместители директора колледжа по учебной работе, по учебно-производственной работе, по производственному обучению;
методист учреждения образования;
педагог-психолог;
преподаватели учебных дисциплин профессионального компонента учебных планов для реализации образовательных программ среднего специального образования по специальностям 2-36 01 56 «Мехатроника» и 2-53 01 31 «Техническое обслуживание технологического оборудования и средств робототехники в автоматизированном производстве»;
учащиеся 2 – 4 курсов специальностей специальностям 2-36 01 56 «Мехатроника» и 2-53 01 31 «Техническое обслуживание технологического оборудования и средств робототехники в автоматизированном производстве».
 
Основные результаты экспериментальной деятельности
в 2020-2021 учебном году
На организационном этапе создана рабочая группа по обеспечению реализации плана мероприятий проекта (в которую вошли соответствующие заместители директора и педагоги общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин); в соответствии с поставленными задачами определены направления работы членов рабочей группы; в планы работы учебных кабинетов (лабораторий) и в индивидуальные планы преподавателей внесены мероприятия по реализации экспериментального проекта и созданы материально-технические условия для реализации направлений экспериментальной деятельности (актуализировано необходимое оборудование учебных кабинетов, лабораторий).
На прогностично-проектировочном этапе проанализированы законодательные акты Республики Беларусь, постановления Министерства образования Республики Беларусь, постановления и приказы иных государственных органов, выбраны и изучены нормативные акты, которые являются непосредственной законодательной базой для осуществления экспериментального проекта, а также методические рекомендации и теоретические исследования по теме проекта.
В соответствии с целями и задачами экспериментальной деятельности в 2020-2021 учебном году, была разработана модель, определены методика, критерии и показатели эффективности каждого этапа реализации проекта.
Для реализации запланированных мероприятий экспериментальной деятельности были определены специальности 2-36 01 56 «Мехатроника» и 2-53 01 31 «Техническое обслуживание технологического оборудования и средств робототехники в автоматизированном производстве» как наиболее технологичные и динамически развивающиеся. В соответствии с планом приема на 2021/2022 учебный год, который был утвержден приказом Главного управления по образованию Могилевского областного исполнительного комитета от 26.02.2021 № 65, в учреждении образования открывается подготовка по новой специальности 2-36 01 33 «Эксплуатация мехатронных систем промышленного оборудования», и было принято решение включить данную специальность в экспериментальный проект.
Следующим этапом осуществления экспериментального проекта явилось более глубокое и всестороннее изучение технологии программированного обучения и возможностей SMART-среды, которые позволят создать принципиально новые мультимедийные учебные продукты, которые, являясь как средством, так и формой обучения, обеспечат учащимся возможность приобрести не только необходимые знания, но и, что особенно важно, развить умения и навыки в соответствии с компетентностной моделью, сосредоточивая свое внимание на креативности и саморазвитии.
Для обобщения результатов самостоятельного изучения педагогами информации по теме экспериментального проекта 17 декабря 2020 года был проведен обучающий семинар «Возможности применения технологии программированного обучения и средств SMART-среды в образовательном процессе». В рамках семинара была изучена актуальность и возможность применения технологии программированного обучения в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса, а также преимущества использования современных средств SMART-среды для создания качественных и эффективных средств обучения. Кроме того, педагоги колледжа поделились накопленным практическим опытом в данном направлении и продемонстрировали программные продукты, реализующие технологию программного обучения на учебных занятиях.
Для определения учебных дисциплин, для обучения которым наиболее применима технология программированного обучения и SMART-среда, педагогами на цикловых комиссиях была проанализирована учебно-программная документация: типовые учебные планы, типовые учебные программы и примерные тематические планы.
Основными критериями отбора учебных дисциплин явились: возможность изучения учебного материала небольшими блоками (порциями) и оперативного контроля по результатам его изучения; наличие лабораторных (практических) занятий; необходимость визуализации учебного материала, конструирования различных процессов, выполнения расчетов и т.д.
В соответствии с приказом директора колледжа организована творческая лаборатория «Разработка элементов научно-методического обеспечения для внедрения в образовательный процесс технологии программированного обучения и SMART-среды», в которую вошли педагоги трех цикловых комиссий (общепрофессиональных дисциплин, электротехнических дисциплин, специальных дисциплин специальности «Технология машиностроения», непосредственно реализующие образовательные программы выбранных специальностей.
Для создания и сопровождения необходимого программного обеспечения разрабатываемых электронных средств обучения в творческую лабораторию включены также педагоги специальных дисциплин специальности «Программное обеспечение информационных технологий», которые имеют достаточно большой опыт в данном направлении деятельности.
В соответствии с учебно-программной документацией, методическими рекомендациям, а также с учетом требований тарифно-квалификационных характеристик и предложений организаций-заказчиков кадров, в выбранных ранее учебных дисциплинах были определены конкретные области для внедрения программированного обучения и структура программных продуктов.
В результате деятельности творческой лаборатории педагогами были созданы элементы научно-методического обеспечения определенных учебных дисциплин, основанные на применении положений технологии программированного обучения в SMART-среде. 
Неопределенный

Расписание звонков

В будние дни

 1 час2 час
108:45 - 09:30   09:35 - 10:20
210:30 - 11:1511:35 - 12:20
313:00 - 13:4513:50 - 14:35
414:45 - 15:3015:35 - 16:20

В субботу

 1 час 2 час
109:00 - 09:45   09:50 - 10:35
210:45 - 11:3011:35 - 12:20
312:30 - 13:1513:20 - 14:05
414:15 - 15:0015:05 - 15:50
Яндекс.Метрика