• Беларуская
  • English
  • Русский

 
 
 
Мы в социальных сетях:
 
 
       
           
      
  

История здания учебного корпуса №1

28 июня 2022 12:11Назад
ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ ГЛАВНОГО  УЧЕБНОГО  КОРПУСА
МОГИЛЕВСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО  КОЛЛЕДЖА
        История  главного  учебного  корпуса  политехнического  колледжа связана  с  двумя  важными  событиями  в  жизни  Могилева:
-  перенос  столицы  БССР  из  города  Минска  в  город   Могилев (1938 – 1939 гг.);
-  строительство  завода  по  выпуску  авиационных  двигателей  (1940 – 1941 гг.).  
19 апреля  1938 года  СНК  СССР  и  ЦК ВКП(б)  приняли  постановление «О  городском  строительстве  в  городе  Могилеве  в  связи  с  переводом  столицы 
Белорусской  ССР». 
В  соответствии  с  новым  административно-политическим  статусом  требовалось  придать  Могилёву  внешний  вид,  который  должен  был  соответствовать  образу  социалистической  столицы.   Для  этого  планировалось  строительство  Дома  правительства,  гостиницы,  здания  НКВД,  Дома  печати (В настоящее время – учебный корпус №1 учреждения образования «Могилевский государственный политехнический колледж»),  современных  жилых  домов,  банка,  кинотеатра,  библиотек,  школ,  заложить  парки,  обустроить  красивые  набережные  вдоль  Днепра. 
20  апреля  1939 года  на  совещании  ЦК КП(б)Б  был  определен  срок  переноса  столицы  из  Минска – ноябрь 1939 года,  но … события  осени 1939 года  перечеркнули  планы  «великого  переселения».  С  воссоединением  Западной  Белоруссии  с  БССР  отпали,  как  стратегический,  так  и  политико-экономический  аргументы  в  пользу  перемещения  белорусской  столицы.  
14 октября  1939 года  Бюро  ЦК КП(б)Б  постановило: «Просить  ЦК  ВКП(б)  пересмотреть  решение  от  19 апреля  1938 года  о  переводе  столицы  из г.Минска  в  г. Могилев,  оставив  столицей  г. Минск».            
Новое  строительство  в   Могилеве  было  прекращено,  тем  не  менее
за  два  года  был  построен  целый  ряд  объектов,  которые  являются  украшением города  и  сегодня.  Было  завершено  строительство  Дома  Советов,  здания  НКВД (ныне  БРУ),  кинотеатра  «Родина»,  гостиницы «Днепр».  Строительство  ряда  объектов  было  законсервировано,  в  том  числе  и  «Дом  печати».   
Руководство  СССР,  видя  реальную  угрозу  войны,  принимает  решение
о  значительном   увеличении  производства  боевых  самолетов,  в  т.ч.  и  в  Белоруссии.
18 октября  1940 года  вышло  постановление  СНК  СССР  №2068 – 875сс «Об  организации  в  Белоруссии  производства  и  выпуска  боевых  самолетов  и  авиационных  моторов»,  которое   гласило  (фрагменты постановления):
1. Обязать  Наркомат  авиационной  промышленности  (НКАП)  организовать  в  Белоруссии  производство  и  выпуск  боевых  самолетов  и  авиамоторов, а  именно:
а)   в  Могилеве  -  организовать  производство  моторов  типа  АМ – 35 А 
и  АМ – 37  на  мощность  в  3000 штук  в  год  с  вводом  в  действие  к  1 июля  1942  года;
б)  в  Минске -  организовать   производство  двухмоторных   самолетов  на мощность  в  800 штук  в  год  с  вводом  в  действие  к  1 апреля  1942 года.
2.  Для  организации  производства  авиамоторов  в  г. Могилеве  передать НКАП:
-  завод  имени  Димитрова (ныне  «Строммашина»)   Наркомместпрома  БССР;
-  законсервированное  строительство  «Дома  печати»  Совнаркома  БССР;
- законсервированное  строительство  гаража  Совнаркома  БССР.
Следует  заметить,  что  «Дом  печати»  мало  подходил  под  установку  оборудования  для  выпуска  авиамоторов.  Скорее  всего,  он  предназначался  для размещения  заводоуправления  и  конструкторского  бюро.
Авиамоторный  завод  № 459  в  конце  июня  1941 года  эвакуировали  под Куйбышев. Там  как  раз  десятки  тысяч  заключенных  строили  до  войны  комплекс  из  трех  авиазаводов.  Корпуса  к  началу  войны  уже  были  почти  готовы, а  вот  оборудования  и  кадров  не  хватало.  Так  что  могилевские  станки  и  специалисты  пришлись  к  месту».
После  освобождения  г.Могилева  в  июне  1944 года   Наркомат   авиационной   промышленности  не  планировал   возвращение  завода  № 459  из  эвакуации,  не  планировалось  и  восстановление  разрушенных  зданий  производственных  цехов  завода  в  Могилеве.
С  июля  1944 года  по  июнь  1946 года  административное  здание («Дом Печати»)  бывшего  завода  № 459   не  использовалось  и  не  охранялось.
На  основании  распоряжения  Совета  Министров  СССР  № 5 - 159р  от  17.04.1946  года  и  приказа  Министерства  строительного  и  дорожного  машиностроения  СССР  № 36  от  26.04.1946  года  завод  был  передан  из  ведения  Министерства  авиационной  промышленности  в  систему  Министерства  строительного  и  дорожного  машиностроения  и  стал  именоваться  Государственным  союзным  заводом  «Строммашина»  в  подчинении  Главного Управления  по  производству  машин  для  промышленности  строительных  материалов  «Главстроммашина».
По  состоянию  на  01.01.1947 года  в  здании  «Дом  печати»  работали:
-  инструментальный  цех (1  этаж);
-  ремонтно - механический  цех (2  этаж);
-  общежитие  для  рабочих  завода (часть 4 этажа);
-  строительно-монтажное  управление  Главстроя  Министерства  строительного  и  дорожного  машиностроения  СССР,  созданное  для  проведения
восстановительных  работ  на  заводе  «Строммашина» (3 этаж).
10  января  1947 года  Постановлением  Совета  Министров  СССР   № 178р и  приказом  № 195  Министерства  строительного  и  дорожного  машиностроения СССР  в  городе  Могилеве  открывается  Могилевский  машиностроительный техникум  Министерства  строительного  и  дорожного  машиностроения  СССР.
С  7 февраля  1947 года  начинаются  занятия  учащихся  в  здании  «Дома  печати».  Занятия  проводились  в  5  кабинетах  и  1  лаборатории. 
На  07. 02.1947 года  в  здании  располагались:
-  производственные  цеха (1 этаж)  и  общежитие  для  рабочих  завода «Строммашина» (3 этаж);
-  строительно - монтажное  управление  Главстроя (2 этаж);
-  машиностроительный  техникум (часть  4 – го  этажа).
В  течении  1947 - 1952  гг.  в  здании  продолжались  ремонтно–восстанови- тельные  работы  и  освобождение  помещений  для  обустройства  кабинетов, лабораторий,  библиотеки,  столовой,  медпункта  техникума 1,2.
В  соответствии  с  Постановлением  Совета  Министров  СССР  от  17.12.1949 года  с  01.01.1950 года   здание  (Дом  печати)   завода  «Строммашина»  передано  в  ведение  машиностроительного  техникума  Министерства  строительного  и  дорожного  машиностроения  СССР  и  становится  его  главным  учебным  корпусом.
Таким  образом,  только  с  1959 года,  через  12  лет  после  открытия  техникума,  учебный  корпус  начал  полностью  использоваться  для  организации  учебного  процесса.
 
Учебный  корпус  Могилевского  машиностроительного  техникума 
(фото  1949 г.)
 
Учебный  корпус  Могилевского  политехнического  техникума (фото  1970 г.) 
 
 
Учебный  корпус  Могилевского  политехнического  техникума   (фото  2022 г.)
 
 
 
МАКЕТ УЧЕБНОГО КОРПУСА
МОГИЛЕВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Неопределенный

Расписание звонков

В будние дни

 1 час2 час
108:45 - 09:30   09:35 - 10:20
210:30 - 11:1511:35 - 12:20
313:00 - 13:4513:50 - 14:35
414:45 - 15:3015:35 - 16:20

В субботу

 1 час 2 час
109:00 - 09:45   09:50 - 10:35
210:45 - 11:3011:35 - 12:20
312:30 - 13:1513:20 - 14:05
414:15 - 15:0015:05 - 15:50
Яндекс.Метрика