Мы в социальных сетях:
    
 
  
 
 
 
 

21.10.2021 состоялся семинар-тренинг для кураторов учебных групп на тему: «Содержательные аспекты работы куратора учебной группы по профилактике суицидоопасного поведения учащихся»

23 октября 2021 11:09Назад

        Шубодерова И.Н. и Белоусова О.В.,  педагоги-психологи колледжа, познакомили кураторов учебных групп с понятием «суицид», особенностями проявления суицидального поведения среди детей и подростков,  дали рекомендации по взаимодействию  с суицидальным поведением и осуществлению профилактической работы.

 

Суицидальное поведение – некий крик души. Самоубийство более вероятно, когда человек испытывает недостаток социальных отношений. У подростка социальной причиной может стать возрастающая психологическая небезопасность образовательной среды и таких явлений, как изоляция в учебной группе, моббинг, буллинг, дезадаптация в новом коллективе, чувство одиночества, безответная любовь, отсутствие значимых отношений.

Куратор всегда может стать хорошим другом, наставником подростку, если в общении будет демонстрировать заинтересованность и соучастие в жизни своих учащихся, тактичность и справедливость.

Работая куратором учебной группы учащихся подросткового возраста, важно знать психические новообразования подростков и трудности проживания своего возраста:

 - развитие самосознания, формирование самооценки;

-   потребность в самоутверждении;

-   потребность в интимно–личностном общении и группировании;

-   критическое мышление – негативизм и реакция отказа;

- повышенная эмоциональность – аффективное поведение, острая аффективность к неудачам, агрессивность;

- интенсивное формирование характера – акцентуации характера.

Куратор учебной группы может успешно формировать важные личностные характеристики не прямо, а через группу сверстников, вовлекая весь коллектив в обсуждение важных жизненных ценностей, будущих перспектив. Доказано, что опыт позитивных отношений со сверстниками в детстве – необходимое условие успешной социализации в будущем. Куратор в первую очередь должен проводить мероприятия в учебной группе, направленные на формирование сплоченного коллектива учащихся  и предупреждение появления детей, отвергаемых группой. Профилактическая работа не должна привлекать внимание детей к проблеме подросткового суицида, а наоборот строится на перспективах, планах, постановке ближайших и дальних целей, формирования ценностных и значимых для детей ориентаций (семья, учеба, друзья, карьера, наука и прочее).

Взрослея, ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром, необходимо создавать разные условия для развития коммуникации и умения общаться, что позволит ребенку свободно обратиться за помощью при возникновении угроз его жизни и здоровью. Базовая основа – доверие к людям, должна быть сформирована рядом стоящими взрослыми.

Профилактическая работа должна носить системный характер, вестись комплексно со всеми участниками образовательной среды, а не носить разовый характер в виде единого кураторского часа, одного родительского собрания, или постановки проблемы на одном педагогическом совете. Отслеживая результаты учебной деятельности учащихся своей учебной группы  важно знать, что, как и любой взрослый, дети и подростки хотят знать и понимать «зачем?». Детьми и подростками отрицаются учеба, многие мероприятия только потому, что не всегда находят ответ для себя «зачем я должен учиться, участвовать в мероприятиях, проектах, что мне это даст?». В связи с этим, необходима поддержка любой инициативы самих детей, самостоятельность в организации групповых мероприятий, демонстрация жизненных перспектив, в результате которых каждый подросток найдет для себя ответ на вопрос «Для чего я учусь?». Понимая, что развитие осуществляется в деятельности, в связи с этим куратору необходимо планировать такие мероприятия, где каждый учащийся сможет реализовать себя, и окажется в зоне успеха. Ситуация успеха в деле группы поможет подростку предотвратить появления комплекса неполноценности, поверить в себя, и чувствовать себя частью коллектива. Всем детям и подросткам важна заинтересованность в их судьбе, если куратор в любой ситуации демонстрирует готовность помочь, это сформирует доверие и даст эмоциональную опору. Помните, что основа сближающих отношений учащегося и куратора  – поиск положительных качеств у детей. Необходимо находить и подчеркивать положительные качества своих учащихся, которые могут проявляться не только в учебной деятельности, но и во внеучебных мероприятиях.

Если заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Для беседы надо выделить время столько, сколько понадобиться ребенку, а не определенный регламент.

Всегда следует выяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия.

 1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.

Часто человек,  недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред.

Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Отметим, что при всей  группе нельзя обсуждать личные проблемы учащегося. Порой они не идут на контакт. Как выяснить, что волнует ребят? Оставлять после уроков и устраивать «допрос» - не выход. Нет гарантии, что учащийся все расскажет. В рамках кураторского часа, работая в группе, можно понять и ненавязчиво подкорректировать некоторые моменты в жизни ребенка. Взять на обсуждение различные темы, которые близки детям (кураторский час -  беседа, тренинг, дискуссия, игра, просмотр фильмов (социальные ролики) и т.д.). Рекомендуется использовать различные техники (упражнения, притчи) для профилактики суицида у подростков.

 

Тренинг с педагогами включал в себя
упражнение «Лишний»
Присутствующие образовали круг, выбрали лидера, который отправляется за круг.
 Стоящие в кругу крепко смыкают руки и делают всё, чтобы человек за кругом не попал внутрь. А он должен попасть туда любыми способами (силой, уговорами и т.д.).
Далее следовало обсуждение и рефлексия:
 - Как вам было, находясь за кругом?
 - Почему вы не пропустили этого человека?
 - Почему вы решили пропустить?
За круг лучше выводить самого сильного лидера, чтобы он ощутил на себе, как тяжело остаться в одиночестве, когда от тебя все отворачиваются, т.к. чаще всего инициаторами травли изгоев являются они.
 Семинар-тренинг прошел в теплой, дружеской обстановке взаимопонимания и взаимоподдержки.

Спасибо всем участникам!

 

Неопределенный

Расписание звонков

В будние дни

 1 час2 час
108:45 - 09:30   09:35 - 10:20
210:30 - 11:1511:35 - 12:20
313:00 - 13:4513:50 - 14:35
414:45 - 15:3015:35 - 16:20

В субботу

 1 час 2 час
109:00 - 09:45   09:50 - 10:35
210:45 - 11:3011:35 - 12:20
312:30 - 13:1513:20 - 14:05
414:15 - 15:0015:05 - 15:50
Яндекс.Метрика